Главная \ Статьи \ Дизайн и интерьер \ Красим стены в своем доме

Красим стены в своем доме

« Назад

Красим стены в своем доме 03.12.2009 13:11

Цвет и пространство

Окружающий нас мир полон красок. Цвет завершает формирование среды обитания человека. Он приводит нас в волнение или, наоборот, успокаивает, создает ощущение радости или печали, оказывает влияние на работоспособность человека, оптически увеличивает или уменьшает пространство.

Малярные работы в квартире производят прежде всего из соображений гигиены. О цвете как таковом большей частью не задумываются. Нужный цвет выбирают скорее чутьем и поэтому не удивительно, что закончив ремонт, расставив мебель и повесив картины, остаются недовольны результатом. В следующий раз все повторяется сначала. Цвет не только дополнение, но и прямой участник формирования среды обитания человека и влияет на дизайн стен и потолков.

Цвет, его физическое и психологическое воздействие. Синий (фиолетово-синий), зеленый (желто-зеленый), красный цвета считаются основными. Путем перемешивания только двух основных цветов можно получить все насыщенные тона спектра и, кроме того, пурпурные тона, не входящие в спектр. Так, смешав в равных пропорциях зеленый  и красный цвет, можно получить желтый. Если добавить больше зеленого, получиться желто-зеленый цвет, больше красного - оранжевые тона и т.д. Из зеленого и синего цветовполучаются сине-зеленый, цвет азурита и зеленовато-синие тона основного зеленого цвета. Перемешав синие цвета с красными, можно получить цвета фиолетовый, пурпурный и др.

Смесь трех основных цветов дает такие же, но менее насыщенные тона. Можно представить их как смесь насыщенного тона с белым цветом (зеленого с оттенком горохового, розового и т.п.). Если смешать основные цвета в равных пропорциях, получится белый цвет. Переходные тона, такие, как сине-серый, бежевый и коричневый, отличаются от указанных цветов только меньшей или большей светлотой окраски. Например, коричневый цвет - это ни что иное как темно оранжевый.

При цветовом решении пространства очень важно понимать значение дополнительных цветов: синего и желтого, зеленого и пурпурного, красного и цвета азурита. Следующие пары дополнительных цветов: оранжевый и зелено-синий, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и черный (серый). Дополнительные цвета - это диаметрально противоположные цвета. Каждый цвет является как бы отрицанием, противоположностью своего дополнительного цвета.

В зависимости от того, какое влияние оказывает цвет на душевное состояние человека, его разделяют на две основные группы теплые цвета и холодные цвета.

К теплым относятся: желто-зеленый, насыщенный желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, насыщенный красный, красно-фиолетовый цвета и их оттенки. Они вызывают ощущение тепла, поднимают настроение. К холодным цветам относятся: зелено-желтый, насыщенный зеленый, сине-зеленый, насыщенный синий, сине-фиолетовый, насыщенный фиолетовый, фиолетово-красный и их оттенки. Эти цвета вызывают ощущение холода, успокаивают, обостряют зрение, способствуют сохранению душевного равновесия и устойчивой работоспособности.

 

Влияние цвета.

Белый цвет на больших поверхностях не создает пространственного эффекта (предметы белого цвета смотрятся плоскими). Он незаменим как дополнение к основному цвету, смягчает его, делает более светлым.

Черный цвет действует удручающе. Будучи основным, он всегда подчеркивает более светлые тона, например, желтый, оранжевый или красный. Пространство, окрашенное в черный цвет, приобретает динамичность. Холодные тона на черном фоне становятся, наоборот, маловыразительными, еще более холодными. Более мягкие оттенки черного цветы создают ощущение гармонии, но пользоваться ими нужно осторожно. Черный цвет снижает ясность тона и тем самым способность поверхности отражать цвет.

Серый цвет самых разнообразных оттенков получают путем перемешивания черного и белого цветов. Серый нейтральный цвет сообщает это свойство оттенкам других цветов, являясь их фоном. Сам по себе серый цвет невыразителен, но он создает ощущение покоя и может применяться в комбинации со всеми другими цветами и оттенками различной степени насыщенности. Следовательно, это универсальный цвет. именно серый цвет можно рекомендовать начинающим, незнакомым с искусством комбинации цветов. Красный тон можно получить, перемешав серый цвет с оттенками других цветов - теплых или холодных.

Красный цвет является выражением жизнерадостности и темперамента. Некоторые тона красного цвета, особенно приближающиеся к оранжевому, действуют раздражающе, озлобляют. Тона, близкие к фиолетовому цвету (пурпур), выглядят торжественно. Окрашенные в эти цвет большие поверхности заглушают все остальные цвета. Они непригодны в качестве основного цвета других тонов, поскольку все остальные цвета в сочетании с ними создают ощущение беспокойства и не гармонируют с ними. Особенно это заметно при применении красного цвета с оттенками фиолетового в комбинации с холодными цветами. В интерьерах жилых домов эти оттенки применяются для окраски небольших поверхностей в сочетании с более насыщенными и светлыми тонами, скорее как дополнение.

Оранжевый цвет по своей окраске и внутреннему теплу напоминает цвет солнца и является олицетворения здоровья и радости жизни. Однако насыщенные тона оранжевого цвета назойливы. В сочетании с красным оранжевый цвет выглядит броским. При окрашивании стен лучше выбирать различные оттенки оранжевого цвета, хотя он в общем хорошо сочетается с любым из известных цветов. Осторожно следует использовать оранжевые тона в сочетании с красным, зеленым и фиолетовым, поскольку неудачно выбранные их оттенки или неправильно подобранные размеры окрашиваемых поверхностей могут вызвать чувство неприязни.

Желтый цвет вызывает ощущение радости, но в отличие от оранжевого менее навязчив. Следует избегать насыщенных его тонов, которые действуют несколько угнетающе и в сочетании с некоторыми другими цветами, особенно с зеленым, могут дать отрицательные результаты. Желтый цвет можно применять в комбинации со всеми теплыми и холодными оттенками известных нам цветов.

Золотисто-желтый цвет в сочетании с небесно-голубым напоминает нам о лете, тепле и хорошей погоде. Это цвет полей и созревающих хлебов на фоне чистого неба. Учитывая особенности желтого цвета, его можно рекомендовать начинающим, так как возможные ошибки практически сводятся к нулю.

Зеленый цвет успокаивает. Светлые его оттенки, особенно в больших количествах (при окрашивании больших поверхностей) действуют усыпляющее. Зеленые тона, приближающиеся к желтому, смотрятся свежо и живо; оттенки зеленого, приближающиеся к синему (бирюзовые), выглядят естественнее, но холоднее. Зеленый цвет плохо сочетается с другими цветами.

Синий цвет - олицетворение душевного покоя, всегда действует успокаивающе. Более теплые тона синего цвета (небесный оттенок и карминовый) зрительно увеличивают пространство. Синий цвет с добавлением зеленого вызывает ощущение вялости, расслабляет. Исключение составляют холодный, но несмотря на это, привлекающий внимание бирюзовый и светло-голубой цвета.

Берлинская синь - холодный, но очень выразительный цвет. При его добавлении к теплым цветам получаются грязноватые оттенки, а неудачное сочетание с теплыми цветами вызывает неприятное ощущение, особенно если такое  сочетание используется при окрашивании больших поверхностей. Остальные синие тона могут служить хорошим фоном активных теплых цветов.

Фиолетовый цвет можно назвать холодным. Он удачно сочетается с теплым и холодными цветами. Чистые тона и оттенки фиолетового цвета можно использовать при окрашивании всей поверхности стен, где они могут служить контрасту желто-зеленому цвету. По сути дела фиолетовый цвет и его оттенки - это не что иное как приглушенные краски необъятных далей полей и окружающей нас природы.

Коричневый цвет играет основную роль при оформлении интерьера. Это теплый, близкий нам цвет, так как он напоминает цвет земли и деревьев. Интерьер, при оформлении которого использовались коричневые тона, становится уютным.  Однако стены, окрашенные в коричневый цвет, не всегда сочетаются с цветом мебели, они как бы теряются на их фоне. Мебель цвета природной древесины сливается со стенами, при этом ориентация в помещении утрачивается.

Где и какой цвет следует использовать?

Необходимо знать, что поверхности, окрашенные в различные цвета неодинаковой степени насыщенности и светлоты, по-разному поглощают свет. Например, светло-желтый цвет поглощает приблизительно 45% света, светло-коричневый - около 70%, красная киноварь - 80%, некоторые зеленые тона - 90%, а синий ультрамарин - 93%. Практический вывод, вытекающий из этого факта, заключается в том, что при окрашивании стен в красный или зеленый цвет различных оттенков освещенность помещения должна быть в два раза больше, чем в помещении с желтыми стенами. При сочетании чистых тонов белого цвета способность их отражать свет повышается, при сочетании чистых тонов красного цвета, наоборот, поглощение света возрастает. Гладкая поверхность лучше отражает свет, следовательно, меньше поглощает его, чем шероховатая поверхность.

Помещение, окна которого выходят на солнечную сторону (юг, запад), можно окрашивать в более темные тона, поскольку эти помещения достаточно освещены.

Можно выбрать и более холодные цвета, так как общее впечатление будет создавать солнце, лучи которого пронизывают помещение. И наоборот, в помещениях с окнами на север необходимо применять светлые тона теплых цветов, свойства которых будут компенсировать недостаток солнечного освещения, отсутствие желтых, желто-зеленых, светло-оранжевых цветов солнечного спектра. В помещении с большими окнами можно применять более темные тона, в отличие от помещений с маленькими окнами, где даже при ориентации на юг и запад освещенность меньше.

Помещения, предназначенные для отдыха (спальни) окрашивают в зеленые и синие тона. Даже синий потолок в спальне не выглядит неуместно. Цветовое решение кабинета должно действовать благотворно, создавать благоприятную рабочую обстановку. Для окрашивания кабинетов рекомендуется выбирать такие оттенки, которые приближаются к синему и зеленому цветам, особенно в тех местах, где во время занятий работающий может отдохнуть. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы общий фон кабинета не действовал усыпляющее. Умеренное увеличение насыщенности теплых тонов в помещении и небольшой контраст оказывают положительное действие, способствуя повышению общего тонуса.

Жилая комната - наиболее часто используемое для общения членов семьи помещение квартиры. Однако это одновременно и помещение, где принимают гостей. Жилая комната служит для отдыха и развлечений, а иногда выполняет функцию столовой и кабинета. Ее световое решение представляет наибольшую трудность, поскольку оно должно способствовать созданию условий, как для длительного времяпрепровождения, так и для выполнения различных видов деятельности. В жилой комнате обычно сконцентрирован набор элементов благоустройства квартиры и их дополнений. Для того чтобы избежать неестественности при оборудовании жилой комнаты, лучше выбирать нейтральный общий тон, соответствующим образом дополняющий доминирующий цвет обивки и аксессуаров (ковров, штор и т.п.). Окрашенные в контрастные цвета поверхности применяются в ограниченной степени и всегда с учетом функционального назначения помещений.

Детскую комнату можно окрашивать в живые тона, но можно использовать и контрастные цвета. Дети любят цвет, быстро привыкают и сживаются с ним.

Для кухни рекомендуется выбирать живые краски, сочетание и контрасты которых могут способствовать развитию фантазии того, кто готовит пищу.

Цветовое решение кухни может быть построено на некотором усилении насыщенности цветов. и в том случае, когда кухня используется в качестве столовой, допустимо более смелое цветовое решение, что не только не повредит, а наоборот будет способствовать повышению аппетита. Сказанное о кухне в полной мере относится и к столовой.

Пребывание в прихожей обычно кратковременно, поэтому допустимо более смелое цветовое решение, основанное на использовании контраста цветов и оттенков. Оборудование прихожей, как правило, сводится к минимуму; общее впечатление дополняют окрашенные стены. Однако не следует забывать о том, что прихожая - вход в квартиру, помещение, которое может многое рассказать о жильцах квартиры, их вкусе, мыслях и т.д. Поэтому цветовое решение прихожей должно гармонировать с цветовым решением остальных помещений квартиры.

Цветовое решение ванной по традиции основывалось на восприятии ее как оздоровительного помещения: белизна поверхности в сочетании с хромированными деталями. В ванной находятся непродолжительное время, но ее цветовое решение должно быть основано на подборе красок, применяемых при оформлении больших поверхностей интерьеров (красный, черный, ярко-синий цвета), контрастирующих с цветом санитарно-технических изделий (обычно белым).

Зал является центральным, следовательно выполняет преимущественно функцию жилой комнаты, поэтому цветовое решение зала должно разрабатываться с учетом этой специфики. Если зал выполняет функцию коммуникации, то его цветовое решение должно быть аналогично цветовому решению прихожей. Однако следует отдавать себе отчет в том, что зал - это помещение, значительно большее по площади, чем  прихожая, следовательно, степень контраста и напряженности цветов, допустимые в прихожей, в этом случае могут привести к отрицательным результатам. Все, что было сказано о квартире, естественно, относится и к дачам.

Большая интенсивность красок допустима в цветовом решении туалета. Речь идет не только о цвете стен, но и о цвете «мебели».

Хозяйственные помещения (кладовые, подвалы, гаражи) обычно окрашивают в белый цвет или светлые тона. При выборе цвета в данном случае руководствуются гигиеническими соображениями: быстрый ремонт, возможность применения дезинфицирующих средств и противоплесневых препаратов.

Цвет как фактор, корректирующий пространство. Цвет и свет - факторы, корректирующие пространство. Темные помещения кажутся маленькими, светлые выглядят больше, чем они есть. Помещения, окрашенные краской одного тона кажутся строже, но одновременно маловыразительными, непластичными.  Умело подбирая цвета и оттенки для окрашивания стен и потолка, можно соответствующим образом корректировать высоту помещения. Так, если окрасить стены до самого потолка или использовать потолочную тягу для оформления перехода цвета стен к цвету потолка, то можно зрительно увеличить высоту помещения. И наоборот, если потолок окрашивать до потолочной тяги или даже до поверхности стены, высота помещения зрительно будет восприниматься меньше. Как правило, для оформления перехода от окрашенной стены к потолку не проводят разделительной линии другого цвета, так как линия выглядит неестественно.

Нанося на поверхность стены четкий горизонтальный или вертикальный рисунок, следует помнить, что горизонтальный рисунок зрительно уменьшает высоту помещения, а вертикальный увеличивает. Узкую комнату зрительно расширяет горизонтальный рисунок передней стены, переходящий на боковые стены; поперечный рисунок на потолке сокращает длину комнаты.

Мелкий рисунок зрительно расширяет пространство, крупный сокращает его. Следует избегать применения неодинаковых рисунков на одной поверхности, это выглядит неестественно, безвкусно и вызывает неприятное ощущение. Горизонтальному характеру мебели или дополнений на стене (шкафчики, картины или фотографии), как правило, не соответствует вертикальный рисунок стены. Потолок, окрашенный в более темный цвет, чем стены, зрительно уменьшает помещение, следовательно, такое решение приемлемо только в помещении с высокими потолками, если цветовое решение призвано скорректировать пространство.

Помещение, которое на первый взгляд кажется узким и длинным, можно зрительно расширить и сделать короче, окрасив стены и потолок таким образом, чтобы интенсивность окраски в направлении от наблюдателя возрастала.

Проект цветового решения. Необходимо обладать исключительным чутьем для того, чтобы создавать цветовую и пространственную композицию, позволяющую воплотить в интерьере наиболее сложное цветовое решение без предварительного детально разработанного проекта. Но и в этом случае трудно обойтись без эскизов. Такой проект должен стать основой будущих ремонтных работ.

Вначале необходимо измерить помещение, затем перенести в соответствующем масштабе проект цветового решения на стены (план, общий вид). Масштаб общего вида будет больше, например, 1:20 или 1:10. На схему общего вида наносят обозначения контуров мебели и предметов благоустройства квартиры. В последствии эти обозначения будут перенесены на бумагу и в красках обозначены те поверхности, цветовое решение которых уже известно: мебель обивка и т.п. После этого проект дополняют расчленением поверхностей. Все обозначения переносят на кальку мелом или цветными карандашами. Водные красочные составы непригодны для этой цели: бумага от воды коробиться.

Если цветовое решение не понравилось, не следует стирать его ластиком или зачеркивать все обозначения: старое решение может послужить отправным пунктом для принятия нового, более удачного решения, т.е. основой для сравнения. Ясно, что такая работа требует некоторого навыка в обращении с ручкой, линейкой, цветными карандашами или мелками. Придется научиться не только этому, но и искусству комбинации цветов, придется развивать свой вкус. В периодической печати можно встретить необычные, модные и нетиповые решения интерьеров, ничего общего не имеющие с принятым стандартом. Их цветовое решение может быть поучительным, так как разрабатывается с учетом закономерностей пропорций цветовых решений и психологического воздействия цвета на человека. Если цветовое решение разработано, можно проект перенести на стену вместе со всеми обозначениями. Для перенесения изображений на стену пользуются мягкими графитами или цветными карандашами, проводя ими тонкие линии без нажима. Цветные мелки и чернильные графиты, как правило, не применяют, поскольку первые во время окрашивания стены могут размазаться и загрязнить окрашенную в более светлые тона поверхность, а вторые - раствориться и оставить трудно устранимые следы.

Наружные красочные составы. Приемлемое цветовое решение наружных покрытий можно получить, применяя естественные материалы с сохранением их природного цвета (бутовый камень, естественный цвет древесины, тонированной только пропиточными средствами; красный цвет кирпича, кровельной черепицы, естественный цвет известковой штукатурки и т.п.).

при применении тонированной штукатурки и покровных (отделочных) цветовых красочных составов лучше опять-таки выбрать естественные цвета, хорошо сочетающиеся с красками окружающей природы (например, цветом земли, охры, коричневым). Этого правила следует придерживаться при отделке наружных поверхностей дач и небольших построек. Цветовое решение более крупных зданий может быть выразительнее; здесь необязательно ограничиваться применением одних лишь естественных цветов.

Наружные поверхности подвержены воздействию температуры, влажности воздуха, солнечного излучения (особенно ультрафиолетовых лучей). Это требует применения материалов, устойчивых к воздействию этих факторов, или, наоборот, материалов, которые можно легко и без больших затрат заменить другими.



Комментарии

Комментариев пока нет

*Имя:


E-mail:


*Комментарий: