Главная \ Статьи \ Экономические обозрения строительной отрасли \ Промышленность строительных материалов и ее финансирование

Промышленность строительных материалов и ее финансирование

« Назад

Промышленность строительных материалов и ее финансирование 14.10.2009 08:18

Промышленность строительных материалов и ее финансирование.

Одним из базовых сегментов Российской экономики является производство строительных материалов, изделий и конструкций. Поэтому любые изменения в промышленности строительных материалов,  отражают ситуацию во всем строительном комплексе, а также влияют на структурные изменения в экономике и на ее  темпы роста.

Темпы роста стройиндустрии до сентября 2008 года, длившиеся на протяжении нескольких лет внушили профессиональному  бизнессобществу,  а также политической элите страны эйфорический  оптимизм. На это волне правительство РФ к 2020 году планировало довести объемы возводимого жилья до 140 млн м2 в год, т.е за 12 лет увеличить объемы в 2,3 раза.

В условиях бурного роста стройиндустрии  даже был подготовлен проект Стратегии развития промышленности строительных материалов (ПСМ), который должен был быть реализован до 2020 год. В расчеты проекта включены цифры об увеличении мощностей по производству цемента:

- инновационный вариант - потребление на уровне 194 млн т цемента;

- инерционный вариант -  100 млн т цемента.

Помимо существующих цементных заводов до 2015 года должно было появится еще 51 предприятие, что составли бы дополнительно 80 млн т цемента.

Для реализиции этого проекта в строительной отрасли, пришлось бы дополнительно вложить 2270 млрд рублей или 175 млрд руб. ежегодно, что в 3,5 превысило бы объемы инвестиций производимых в производство строительных материалов за последние 3 года.

Для модернизации существующих цементных заводов и строительства, новых за последние несколько лет,  как правило, использовались  внебюджетные и источником финансирования:

- собственные средства предприятий (60%), формировались за счет прибыли;

- коммерческие банки и международные рынки капитала (40%).

Основной инвестиционной политикой компаний строительного сектора  являлось обеспечение технического развития  (модернизации) и создание наиболее современных инновационных технологий за счет привлечения денежных средств, как с внутреннего, так и внешних рынков капитала.

В настоящих условия ликвидность предприятий дезорганизовала процессы кредитования, что создало проблемы не только  для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, но для формирования внутреннего оборотного капитала.

К проблемам финансирования добавились снижение ввозных пошлин , замедление темпов роста жилищного строительства в стране и падение спроса на цемент, которое повлияло на снижение цен на продукцию до уровня, когда окупаемость нового инвестиционного проекта составит 12-15 лет, как на западе, что соответствует современным стандартам. К этому можно добавить высокую капиталоемкость и высокие инфраструктурные риски, связанные с затратами инициаторов проектов с подключением к газовым, электрическим сетям, обеспечение объекта транспортной инфраструктурой

При этом без привязки к экономической составляющей реализуемого проекта компании-монополисты нередко выдвигают жесткие условия. Согласно этим условиям, инициаторы проекта должны создать дополнительную инфраструктуру (трансформаторные подстанции, линии высоковольтных передач, трубопроводы, в том числе магистральные, железнодорожные пути и станции).  Данная инфраструктура в отдельных случаях не имеет никакого отношения к будущим потребностям завода, возводимого в рамках инвестиционного проекта.

По оценкам участников рынка, капитальные затраты, необходимые для подключения возводимого завода к объектам инфраструктуры, составляет до 20% общей стоимости инвестиционного проекта.

Кроме того, оформление подключений цементного завода к объектам инфраструктуры (получение технических условий, проектирование и согласование) занимает длительный срок (до двух лет),  что существенно удлиняет время реализации проекта и ввода производственный мощностей в эксплуатацию, что ставит под вопрос окупаемость проекта. При этом не получение своевременного доступа к инфраструктуре является одним из основных рисков реализации проекта, которые  как правило учитывают банки при принятии решения о выделение кредита и определении его стоимости.

Принимая во внимание значительный цикл подготовки и реализации инвестиционного проекта ПСМ (24-36мес.), можно отметить, что сложившаяся обстановка экономического спада является наиболее подходящим временем для выхода предприятий на новый белее качественный уровень развития (за счет внедрения инновационных технологий, снижения издержек и т.д.). Это обеспечит возрождение цементной отрасли к показателям двухзначного роста на этапе нового экономического подъема.

Мировой экономический кризис показал, что модель развития цементной отрасли, по которой она шла до этого, себя исчерпал. Эта модель строилась на постоянно растущих ценах на цемент и цементную продукцию, которые только за последние два года увеличивались три раза, а также на доступности кредитов для российских банков и предприятий отрасли за рубежом.

Теперь в условиях мирового финансового кризиса отрасли приходится искать новые источники финансирования. Для решения данной системной проблемы в условиях кризиса производства и потребления цемента и стройматериалов одним из основных условий является согласованные действия государства, частного бизнеса  и государственных финансовых институтов, направленных на преодоление формирующих ее факторов. В данных условиях возрастает роль государственных и финансовых инвестиционных проектов путем использования Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности и венчурных организаций.

Критерии, по которым должны отбирается инвестиционные проекты, были разработаны еще до кризиса, когда ликвидность цементных заводов бала высокая, и поэтому на сегодняшний день необходимо провести тщательную работу по пересчету экономических параметров для инвестиционных проектов. Не смотря на возможное ужесточение критериев, необходимо создание новых производств на основе эффективных, современных чистых  и экологически безопасных с применением энергосберегающих технологий. Указанный подход в полной мере соответствует  и Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года.